Тамара Тябут (tamarafavor) wrote,
Тамара Тябут
tamarafavor

Categories:

Что же происходит с человеком там, за гробом?



4 ноября мы уже начали описывать теологумен святителя Григория Нисского (ок. 335 - после 394) о посмертном существовании человека. А подвигла нас на это притча о богаче и Лазаре, читавшаяся позавчера, на воскресной литургии. Это откровение описано им в диалоге с родной сестрой Макриной, в работе «О душе и воскресении». Святитель признается в том, как мучительны страдания от смерти их родного брата, святого Василия Великого. Утешая Макрину, он вспоминает апостольское изречение: «не должно скорбеть о почивших» (IФес 4:13). Ведь скорбь эта свойственна только тем, кто не имеет упования на воскресение мертвых.

Да, говорит он, смерть страшна, всегда тяжело видеть мертвое тело, тяжело носить в себе этот смертный страх.




Макрина напоминает в ответ, что побеждает этот страх вера. Именно вера в Бога спасительна. именно вера помогает понять то, что происходит с человеком после его смерти. Верой мы прозреваем то «отрешенное от тела посредством смерти», которое отходит к Богу и которое мы в простонародье называем душой.

Верой, основываясь на Писании и Предании, мы принимаем то, что есть «некое естество, враждебно расположенное к добру и вредоносное для человеческой жизни, добровольно отложившееся от лучшего жребия», которое относится к преисподним, но и там «единогласно исповедано будет господство Христово».

В этом диалоге с сестрой св. Григорий описывает душу человека, в ее первоначальном соединении со стихиями, которые и после смерти остаются с ней. «По тонкости и удободвижности духовной силы», эти особенности души имеют способность помочь телу облечься в «знакомый ей вид». Макрина использует зримый образ, в котором душа подобна глине, из которой делаются сосуды. Даже если они разобьются, Горшечннк всегда распознает, какой черепок от какого сосуда. Так и душа по «остаткам узнает свою собственность» и не ошибется в этом знании. Как не вспомнить слова Христа, что людям спастись невозможно, "Богу же все возможно" (Мф 19:25). (Но о нашей надежде на спасение у святителя Григория будет дальше, не в этом посте, а в следующем:)).)

Обратившись затем, собственно, к той самой притче о богаче и Лазаре, где богач попадает в ад, мучается огнем и желает получить хотя бы каплю воды, собеседники задаются вопросами: какие очи возводит богатый во аде, оставив плотские во гробе? Как бесплотное может чувствовать пламя? Какой язык желает остудиться каплей, если нет языка плотского? Что понимать под руками Лазаря, могущими подать эту животворную каплю? Что такое «лоно Авраамово»? Может ли бесплотный и духовный перелететь бездну? И что есть эта бездна? Этот огонь?

Святая Макрина считает, что богач, в своем посмертном существовании, еще привязан к плотской жизни, полной пристрастий, раз он просит избавить от зол именно родственников. Отрешение от плотского в земной жизни – очень важная задача, которую необходимо решить каждому, чтобы «по смерти снова не было нам нужды в другой смерти, очищающей от остатков плотского припая».

Для посмертного существования страшно «оплотянеть» умом, волей или чувствами. «При переходе в жизнь невидимую и тончайшую», такие «оплотяневшие» люди не могут избавиться от «плотского зловония». А это «зловоние» делает еще более тяжелым, еще более мучительным их посмертное пребывание, потому что душа от этого обстоятельства «овеществляется» грубее. Макрина замечает, что иногда «около мест, где кладут тела, нередко видны туманные некие призраки умерших». Это душа, по ее чрезмерному пристрастию к плотской жизни, уже исторгнутая из плоти, не желает «совершенно отлететь от нее, не соглашается, чтобы совершилось полное претворение оболочки в невидимое». А по разложении видимого «остается еще при видимом, даже став уже вне его», и продолжает с любовью «блуждать по местам полным вещества и вращаться» около живых.

Что же происходит, если удается еще при жизни преодолеть все «плотское»? Размышления святых Григория и Макрины на эту тему – в следующий раз…

Tags: Страшный Суд, притча
Subscribe

  • Зачем Богу Конец Света?

    Провокационный вопрос, вынесенный в заголовок размышлений блогера Александра Андреева, не единственный. Дальше - череда таких вопросов: А если…

  • Что может отлучить нас от Любви Христовой?

    Слово священника Георгия Кочеткова о любви и предательстве (после вечерни: 26.07.2014), актуально и сейчас. Ведь тема предательства - это тема на все…

  • США: стояние в вере

    К православным Америки присоединились католики, назвав "трагической ошибкой" решение Верховного суда США относительно узаконивания…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments