Тамара Тябут (tamarafavor) wrote,
Тамара Тябут
tamarafavor

Categories:

Достоевский и теодицея

Интересный комментарий на цитату из Достоевского, в котором не соглашусь с этим: "Зло не только источник страдания, но и средство воспитания без которого человек не сможет войти в дар новой жизни. Слезинка ребенка нужна самому ребенку, чтобы жить". Почему?
1.Зло не "средство воспитания", а та самая безблагодатная ситуация, в которую попадает ребенок, отчужденный от совета взрослого. И вина здесь больше всего на родителях и крестных, а не на ребенке, ведь он не может еще нести полноту ответственности за свои поступки. 2."Слезинку ребенка" не стоит оправдывать или инициировать, эта "слезинка" есть результат милующего, сострадающего сердца. А сердце размягчает Господь. Родители и крестные могут, конечно, сходить с ребенком туда, где страдают, но отчего заплачет там ребенок - большой вопрос...

Оригинал взят у indielj в Достоевский и теодицея
«Понимаешь ли ты это, когда маленькое, существо, еще не умеющее даже осмыслить, что с ним делается, бьет себя в подлом месте, в темноте и в холоде, крошечным своим кулачком в надорванную грудку и плачет своими кровавыми, незлобивыми, кроткими слезками к «боженьке», чтобы тот защитил его, — понимаешь ли ты эту ахинею, друг мой и брат мой, послушник ты мой божий и смиренный, понимаешь ли ты, для чего эта ахинея так нужна и создана! Без нее, говорят, и пробыть бы не мог, человек на земле, ибо не познал бы добра и зла. Для чего познавать это чертово добро и зло, когда это столько стоит?

Да весь мир познания не стоит тогда этих слезок ребеночка к «боженьке»... Пока еще время, спешу оградить себя, а потому от высшей гармонии совершенно отказываюсь. Не стоит она слезинки хотя бы одного только того замученного ребенка, который бил себя кулачонком в грудь и молился в зловонной конуре неискупленными слезами своими к «боженьке»!»
Ф.М.Достоевский "Братья Карамазовы". Знаменитый текст про "слезинку ребенка", пожалуй, самое известное изложение проблемы теодицеи в русской культуре. Собственно суть дилеммы в том, что зло действует не только против грешных взрослых, но и против безгрешных детей. И если зло, действующее против взрослых понять можно, то зло действующее против детей принять гораздо труднее. Недавно подумалось, что жизнь христианина - это воспитание его Богом. Человек, не прошедший некий путь, мало что понимает в этой жизни, он незрел. Мы говорим про богопознание как цель жизни, и разная степень богопознания - это разное качество жизни, а именно жизнь нам Господь и обещает в воскресении. Дар жизни для неумеющих жить бесполезен. Поэтому возрастание человека в Боге, или, можно сказать, воспитание - это то что сближает взрослых с детьми. Мы воспитываем детей, а Бог воспитывает нас. Дети тоже должны пройти воспитание, и если богопознание у взрослых тесно связано со столкновением со злом, то и дети в свою меру должны столкнуться со злом, это неизбежное условие взросления. Зло не только источник страдания, но и средство воспитания без которого человек не сможет войти в дар новой жизни. Слезинка ребенка нужна самому ребенку, чтобы жить.
Tags: Ф.М. Достоевский
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments