Тамара Тябут (tamarafavor) wrote,
Тамара Тябут
tamarafavor

Category:

Фильм "А зори здесь тихие" режиссера Рената Давлетьярова как тоска по брату



Фильм режиссера Рената Давлетьярова "А зори здесь тихие" ответил мне на вопрос: зачем нужны новые "зори"? А вам?

Как-то по-новому для меня прозвучала щемящая нота убивания жизни. А актрисы: Евгения Малахова, Агния Кузнецова, Кристина Асмус, Софья Лебедева и Анастасия Микульчина - убедительно сыграли зенитчиц, трогательных в своей беззащитности, нежных в ожидании большой и светлой любви или в том, как они хранили память о прошлом. Актрисы были убедительны и в том, как играли попытку победить страх. Помните, как по-девчачьи вскрикивает Галя Четвертак (Кристина Асмус): ой, мамочки! - когда сапог гитлеровца нависает над ее затылком.

Так же убедителен Петр Федоров, сыгравший Федота Васкова.



И здесь-то и возникает вопрос:
- А убедителен для кого?
Отвечу.
- Для человека XXI-го века и жителя России XXI-го века, то есть для информационного человека, имеющего опыт разочарований в социальном и личном плане, для которого слово "надежда" стало уже, быть может, симулякром - пустым звуком. Это уже не те герои военных лет, верившие в Победу, вопреки всему, а те, кому трудно поверить слову, как трудно поверить и стоящему рядом. Это те, кто еще в 70-е гг. по-своему пережил евангельские слова: где двое или трое собраны во имя Мое... Как это? А так, как рассказывал прот. Виталий Боровой про то время, что тогда говорили: если двое или трое собраны во имя Мое, там один обязательно предатель, обязательно Иуда.
 
Федот Васков, в исполнении Петра Федорова, - это тот, кто не предаст. Слова отца Виталия живо вспомнились мне во время той сцены фильма, когда Федот Васков говорит Рите Осяниной и другим девушкам, что он для них уже не старшина Васков, а брат, и потому просит звать его Федотом. Вот эта тоска по брату, тоска по "фронтовому" братству наших дней, осуществившаяся в фильме, и стало для меня главным достоинством новых "зорь".

Поэтому принимаются скупые реплики героев и закадровый текст из самой повести. Ведь в этом фильме живет не столько слово, сколько пауза и образ. Паузы передают тоску по брату. А образ красоты - в природе и героях - добавляет глубины в это переживание тоски. И образы гитлеровцев, похожих, по словам режиссера, на орков, делают это переживание еще более обостренным.

И понимаешь: в наши дни без созидания таких братских отношений, когда поступаешь по-Божески; когда, если надо, решаешься "положить жизнь свою за друзей своих", - невозможно обновление жизни, Возможно только ее "закисание" или "убивание". Но да не будет этого!..
Tags: фильмы, человек созидания
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments