Тамара Тябут (tamarafavor) wrote,
Тамара Тябут
tamarafavor

"Братья Ч": вопрос о личном призвании


http://kinodacha.ucoz.ru/news/bratja_ch_2015/2015-08-18-9225

Давно хотелось посмотреть этот фильм - "Братья Ч" режиссера Михаила Угарова. Вчера получилось, и, знаете, не жалею. Хотя уже попадались на глаза негативые отзывы, но, как говорится, каждый видит то, что хочет. А я в сдержанной манере игры Егора Корешкова, исполнителя роли 26-летнего Антона Чехова, увидела тот самый духовный кризис, или перелом, о котором говорят критики, ограничивая его 1886-1889 гг. Правда, кое-кто из них называет только 1886 год  - время написания таких произведений Чехова, как "Степь", "Скучная история", "Святой ночью". По мне, так достаточно, чтобы убедится в том, что это уже работа мастера. Почему?

Все эти произведения передают экзистенциальную сторону жизни человека, в которой, вопреки всему, ему надо остаться человеком. В "Степи" это "вопреки" связано с расставанием, когда семья, дом - позади, а чужие люди и внезапные перемены погоды - впереди. В "Скучной истории" герой мучается поисками смысла жизни и судом своей совести. А вот в рассказе "Святой ночью" монах Иероним, переживая смерть друга, крепок духом и полон надежды. Что же молодой Антон Чехов?

В фильме он еще не уверен в себе и очень одинок. Да и всякие "вопреки" одолевают: пьющие братья, недовольный отец, безденежье, "нет" девушки, которую полюбил. Поддерживает в писательском призвании лишь письмо Григоровича. Но эта его неуверенность мало-помалу переходит в веру в то, что дар слова у него не просто так. К концу фильма становится понятно, что Чехов не откажется от своего призвания. Многие фразы облекутся в плоть чеховских произведений. Собственно, они все и пришли в этот фильм из будущих его произведений, писем и записных книжек. Даже пистолет успел выстрелить...

Режиссеру вместе с Егором Корешковым удалось передать знаменитый чеховский подтекст. Это когда произносятся диалоги, движется внешняя сторона жизни, с ее "постельно-бытовым" антуражем, но мало кто видит, что совершается главное - происходит рождение "свыше". Это особенно видно по пейзажным сценам, когда герой наедине с природой. Там его молчание говорит о том, что он набирается сил. А когда Чехов с людьми и они наскакивают, он молчит для внешнего, а если говорит, то говорит в свободе от мнений. Об этом, например, эпизод чепития и гневное, в лицо отцу, как отказ от духа рабства ради созидательной свободы: битые морды, поротые задницы - это мы...

Моя благодарность всему коллективу, снимавшему этот фильм и оставившему нам вопрос о личном призвании. А еще человек, по Чехову, во что он верит, то и есть. Во что верил Антон Павлович? Во что верит современный человек? Что для нас экзистенциальная сторона жизни? И свобода от духа рабства? Есть о чем подумать!..     
Tags: А. П. Чехов, призвание, фильмы
Subscribe

  • Два случая в одном!

    Несколько дней тому назад со мной произошло два случая, которые все не выходят из головы. А на самом деле, что в них небычного? Просто выходила…

  • Сегодня как и завтра?

    Почему бы не надеяться на то, что и завтра будет так же, как сегодня? Шуточный тест, для равномерности тонуса) Получить свой психологический…

  • Чего требует дар смеха ...

    Интересный доклад о библейской традиции смеховой культуры иером. Димитрия (Першина). Полностью смотрите по ссылке:…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments