Тамара Тябут (tamarafavor) wrote,
Тамара Тябут
tamarafavor

Умные мысли с одной конференции

Очень интересное сообщение Елены Бажиной («blagovest.info») о конференция фонда «Russia Cristiana» («Христианская Россия»), которая прошла в Италии 16-17 октября по теме «Личность, свобода и власть. Человек перед угрозой тоталитаризма». В ней участвовали многие известные люди, католики и православные. Мне показалось важным выделить основное из сообщения каждого. Ведь выступавшие с разных сторон говорили о путях и перспективах нашей общей жизни и жизни одного человека.

Литературовед Жорж Нива говорил о границах Европы, перспективах Евросоюза и о том, что Украина и Россия принадлежат Европе. Библеист Андрей Десницкий призывал видеть главную проблему, которую не решишь литургическим изменением и частым причащением, ибо «люди причащаются часто, приходят в церковь как за лекарством, но больше ничего в церковной жизни их не интересует. Многие скажут, что необходимо возрождать общинную жизнь, но если это будет без просвещения и если там будет один авторитет, мы получим секту». Там же, где общинности не хватает, царствует клерикализм, а разочарование в структурах приводит к разочарованию в вере. Он также сказал о «частном христианстве», когда люди уходят в частную сферу жизни, и «публичном», когда люди прибегают к государственным структурам, чтобы получить привилегии. Кроме того, были затронуты вопросы соотношения традиции и новаторства; универсального и национального; вопрос о подлинном экуменизме, когда люди общаются «поверх границ. Может быть, таким будет экуменизм XXI века».

Филолог Светлана Мартьянова показала связь между поэзией Бродского и философией Пауля Тиллиха. Если Тиллих говорит о коммунистическом обществе как обществе коллективистском, запрещающем человеку «мужество быть собой», то Бродский стремился мужественно «быть собой» и имел мужество «быть частью». Строчка поэта: «Входит некто православный, говорит: «Теперь я главный..» (1986, «Представление») – является по своему духу глубоко христианским, являя собой пророчество о нашем времени, где нет запроса на подлинную личностность.

Филолог-переводчик Николай Эппле, ссылаясь на письма Дитриха Бонхёффера из тюрьмы и др., приходит к выводу: «Порыв к социальной, гражданской, политической активности по-настоящему здоров и чист только тогда, когда куплен дорогой ценой». А после 90-х «жизнеспособным оказывается только то, за что люди готовы браться сами, брать ответственность на себя». Так, например, отказ государства обеспечивать социальные гарантии оборачивается развитием благотворительности, детских домов и больниц, содержащихся на пожертвования, независимых профсоюзов, даже программ адаптации мигрантов.

Профессор Адриано делл' Аста призывал считаться с разными точками зрения людей на правду. Он процитировал слова Бердяева из работы «Новое средневековье»: «Нельзя жить негативным чувством, чувством ненависти, злобы, мести. Нельзя негативными чувствами спасти Россию...Наша любовь должна быть сильнее нашей ненависти». Но преодолевать ненависть можно только если «взять на себя ответственность, как может делать только свободный человек».

Константин Сигов, говоря о современном украинском обществе, ссылался на философа Поля Рикёра, решавшего проблему отношений «между я и другим» через модель перевода, модель "обмена памятей" и модель прощения. «Открытость состоит в том, чтобы предоставить место для других историй. У нас четыре Евангелия об одной истории», - подчеркнул К. Сигов. А «неосоветская мифология исключает модель обмена памятей. В ней не может быть и речи о прощении».

Социолог Сальваторе Абруцезе говорил о том, что неготовность принять другого свидетельствует о нехватке достоинства: я могу принять другого, но я не знаю, кто такой я; достоинство дает возможность принять другого человека; если я понимаю его богатство, я понимаю и свое богатство; если я получил, я должен передать другим, и в этом состоит ответственность.

http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=64907

Tags: возрождение церкви и общества, мысль
Subscribe

  • Николай Бердяев о войне - 3

    Лучше понимать одиннадцатое письмо о войне Николая Бердяева, в его "Философии неравенства", мне помог Апокалипсис Иоанна Богослова, а…

  • Сквозь снег

    Сквозь снег - к свету. Вот о таком "богословии света" напоминает мне Еф. 5:8-19 - чтение Апостола, которое было на литургии в…

  • Как относиться к войне (2)

    Продолжаю размышлять о том, как относиться к войне. Понятно, что относиться надо трезвенно. Но что это означает для каждого, кто стремится не…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments