Тамара Тябут (tamarafavor) wrote,
Тамара Тябут
tamarafavor

Николай Бердяев о войне - 3



Лучше понимать одиннадцатое письмо о войне Николая Бердяева, в его "Философии неравенства", мне помог Апокалипсис Иоанна Богослова, а точнее 6:4-8, где говорится о том, что "забран мир с земли" (4), люди "друг друга убивают", и "ад следует" (8) за смертью. Тут же мелькнуло, что ад есть место, где нет Бога, и вспомнилось из "Братьев Карамазовых" Достоевского, что сердце человека есть поле битвы, где дьявол борется с Богом. Какое это имеет отношение к Николаю Бердяеву и теме войны?

Бердяев не просто философ, он еще и мистик. А как христинский мистик, он смотрит на войну исходя из евангельского образа "начала мук рождения" (Мф 24:8), в отличие от пацифистов, которые смотрят на войну внешне, не беря во внимание духовное состояние воюющего и мужественный ход истории человечества, с ее развитием через преодоление беззакония и охлаждение любви (Мф 24:12). Многим из нас это отличие знакомо по истории 2-й пол. XX-го века, начиная с Дня Победы.

Послевоенный мир не приблизил нас к «идеалу земного благоденствия», являющемуся, по Бердяеву, целью пацифизма. Философ замечает, что под этим миром может клокотать что угодно: ненависть, злоба, ложь, предательство. В этом смысле пацифизм не ставит своей целью победить зло вообще (как христианство), считая, что в послевоенном мире можно устроиться со злом так, как будто бы его нет, не искупив греха, не победив внутреннего зла. Но нам повезло немного больше, чем Бердяеву, потому что мы знаем о покаянии послевоенной Германии.

Что же из этого всего может следовать, по Бердяеву?

1.В христианстве война, с ее ужасами и страданиями, принимается по вере к цели жизни за пределами земного существования и по апокалиптическому чувству истории, во всем его трагизме и устремленности к свету. Добро и зло в мире поляризуются. А самая страшная война (она же последняя) – царства антихриста и соблазненных им с царством Христа и верных Христу – еще впереди, как и материальные явления этой духовной войны.

2.Для христианского сознания война антиномична и связана с трагическим конфликтом, поскольку сталкиваются два добра, две правды: 1) отечество и патриотизм; 2) любовь к человеку и человечеству, включая культуру,  творчество и др. Свободный выбор между ними в душе христианина всегда трагичен.

3.Желая мира (как и в пацифизме), ибо безбожно желать войны, упиваться ею, христиане призваны не только желать мира, но и желать победы над злом и раздором. Видеть войну как «смешанную действительность», с ее светлыми и темными стихиями, любовью-гневом, скорбью-ужасом, но и прикосновением к тайне смерти, углубляющим в человеке человека, и противостоянием злым началам – духам злобы поднебесным. На войне зло мира жертвенно искупается теми, кто в любви и свободе решается положить жизнь свою за друзей своих..

Ссылка на фото: http://fotostrana.ru/usernews/fast/?eRf=1781&fsimp=photoid-2457476315+page-0+currentPhoto-0+getAll-0+series-2457476315%2C2457476317%2C2457476320%2C2457476321%2C2457476323+pageSource-31+type-8
Tags: Н. Бердяев, война, любовь, свобода
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment